- Методология психологического изучения личности преступника
- Цели: дальнейшее углубленное выяснение причин преступности, механизмов преступного поведения, классификация и типология преступников для последующего совершенствования законодательства и практики его применения, дифференциации наказания и индивидуализации его исполнения, повышения эффективности воспитательно-профилактических мероприятий и деятельности следственных, судебных и исправительных учреждений. Для реализации этих целей должна быть получена динамическая характеристика всего криминогенного ансамбля условий и свойств и на этой основе определена роль личностного фактора и его конкретное содержание в разных видах преступного поведения.
Совокупность факторов, порождающих преступное деяние, называется криминогенным комплексом, основными составляющими частями которого являются: а) личность преступника; б) криминальная ситуация; в) взаимодействие между личностью и ситуацией. Вне этого комплекса изолированное изучение личности преступника малопродуктивно.
Рассмотрение преступного акта как результата взаимодействия внешних и внутренних факторов детерминации требует самостоятельного психологического анализа объективных предпосылок преступного поведения. Объективные (внешние для субъекта) факторы относятся к двум группам, первую из которых образуют предшествующие обстоятельства формирования личности преступника, а вторую – обстоятельства непосредственного формирования данного преступного деяния, т.е. объективные условия природной и социальной среды, определившие возникновение и осуществление конкретного преступления. Совокупность элементов объективной обстановки, сложившейся к моменту зарождения и в период совершения преступления, именуется криминальной ситуацией.
Всякая человеческая деятельность есть деятельность в конкретных условиях той или иной ситуации. Сама ситуация имеет динамический, изменяющийся в процессе и в результате деятельности характер. Изменение и смена ситуации соответствует смене этапов или видов деятельности. Объективное содержание ситуации отражается действующим субъектом и приобретает для него субъективное значение (личностный смысл), подвергаясь оценке с точки зрения выполняемой деятельности. Более или менее адекватное отражение ситуации и ее оценка служит основой выбора того или иного варианта поведения путем принятия соответствующего решения.
Интегральная оценка личности и ситуации с точки зрения криминогенности позволяет представить их взаимодействие как взаимное подкрепление, усиление либо ослабление, погашение друг друга. Результат взаимодействия – правомерный или противоправный – зависит от характера сочетания и сравнительной интенсивности конкурирующих факторов различной модальности (направленности). Поэтому ситуации подразделяются на провоцирующие, способствующие, нейтральные, затрудняющие и препятствующие. Характер взаимодействия личности и ситуации определяется в следующих видах: подчинение ситуации, использование наличной ситуации, приискание удобной ситуации, создание благоприятной ситуации, преодоление препятствующейситуации.
Из концепции единства сознания и деятельности вытекает, что разные виды деятельности требуют преимущественного участия тех или иных психических свойств, а разные психические свойства наиболее успешно реализуются в соответствующих им видах деятельности. Отсюда следует, что качественно различным видам преступной деятельности соответствует определенный и своеобразный комплекс психических особенностей личности преступника. При этом следует подчеркнуть, что характерологические особенности личности участвуют в формировании индивидуального стиля поведения, не предопределяя фатально его социальной направленности. Это означает, что индивидуально-психологические особенности, сами по себе не являясь причиной противоправного или правомерного поведения, участвуют в формировании способов его осуществления.
(А.Р. Ратинов)
Литература: Психологическое изучение личности преступника. М., 1976; Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979
Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.